четверг, 11 ноября 2010 г.

Спортивный тимбилдинг: Команда в спорте и бизнесе


"Команда, без которой мне не жить"
      Можно ли использовать накопленный спортом опыт в сфере формирования и функционирования команд в практике управления?

      Существует множество теорий эффективной командной работы, которые в большинстве своем опираются на социально-психологические теории взаимодействия. Поэтому небесполезно рассмотреть команду в бизнесе сквозь призму организации и функционирования спортивной команды.

      Спортивные термины "тренировка", "тренер", "команда", "победа" прочно вошли в словарь менеджера. Но такие основополагающие в спорте понятия, как "сплоченность команды", "психологическая совместимость", "оптимальное рабочее состояние", "психорегулирующие методы", "идеомоторная тренировка", "инструменты отдыха и расслабления", "биологическая обратная связь", являющиеся основой любой успешной командной деятельности, еще не нашли должного применения в бизнесе, в управлении людьми. Между тем их учет и применение таят в себе огромные резервы. Спорт - это удивительная сфера жизни, из которой можно извлечь много смелых нестандартных решений.

      Попробуем рассмотреть эффективную спортивную команду как идеальную модель для создания бизнес-команды.
      Эффективная спортивная команда:
- мотивирована на достижение единой цели;
- имеет четко определенные роли;
- осуществляет четко определенные коммуникации и говорит "на одном языке";
- характеризуется высоким уровнем совместимости;
- предполагает равенство возможностей и однородность;
- предполагает наличие тренера;
- отличается высоким профессионализмом игроков;
- использует высокий уровень специализации;
- имеет признанного лидера;
- использует систему обратной связи;
- пользуется эффективной системой тренировок;
- эффективно преодолевает кросс-культурные барьеры;
- слаженно действует в экстремальных условиях;
- характеризуется устоявшимися и принятыми каждым членом команды нормами, традициями, ценностями.

      Вполне закономерен вопрос: почему бы не перенести эти прекрасные качества в бизнес?
      При этом, конечно, необходимо учитывать особенности (вид и направление):
- взаимодействия;
- контроля;
- принятия решений.

      Моделирование бизнес-команды посредством спортивных командных технологий будет оптимальным при условии наибольшего соответствия выбранного вида спорта характеристикам командной работы.
      Так, взаимодействие и степень принятия решений членами баскетбольной команды могут идеально моделировать деятельность рекламной команды, когда сотрудникам в процессе разработки кампании по продвижению товара необходимо непрерывно подхватывать идеи друг друга. Эстафетная команда в лыжных гонках может служить моделью для команды программистов, когда эффективно и быстро выполненная работа создает мультипликационный эффект для следующих участников. Команда, работающая над созданием нового продукта, может обратиться к опыту футбольной команды, где жестко закрепленные функции способствуют четкому и результативному исполнению ролей.
      Давайте попробуем охарактеризовать эффективные свойства спортивных команд применительно к бизнес-командам.

      Мотивация

      Команда всегда получает командное вознаграждение. Этот момент часто упускается из виду менеджерами при постановке задачи и оценке результатов. У команды должен существовать общий значимый мотив, превосходящий по своей силе личные интересы и цели.
      Любой спортсмен в командном виде спорта в подавляющем большинстве случаев ассоциирует свой результат с результатом команды. Для спортсмена важно имя команды, победа команды, престиж команды. Отсюда общий приз, общая награда, общий чемпионский титул. Большинство спортивных команд мотивируются процессом вручения награды, церемонией награждения, символическим чествованием победителя. Руководителю бизнес-команды стоит задуматься, получают ли похожее вознаграждение за успех члены его команды.

      Четко определенные роли и функции

      Каждый член спортивной команды имеет четко определенную роль, которую он ясно осознает. Идентификация спортсмена с ролью, с одной стороны, и четкое понимание смысловой нагрузки роли спортсменом - с другой, способствуют эффективному исполнению функций. Важно заметить, что максимальное соответствие характеристик спортсмена функциональным требованиям является основополагающим условием при распределении ролей в спортивной команде.
      Функциональная определенность команды не всегда влечет за собой общую эффективность. Так, на Чемпионате мира по хоккею 2000 года российская команда, составленная из звезд первой величины, не объединенных общим духом, потерпела поражение.

      Коммуникации и общий язык

      У сработавшейся команды есть свой язык общения. Коммуникации точны, четки, эффективны. Перед началом игры ставится ясная задача, по окончании игры проводится детальный анализ и разбор ошибок. Коммуникации в спорте ограничены, но эффективны. Это не значит, что руководитель бизнес-команды должен стремиться к минимизации общения и локализации его, как в спорте. Однако он должен понять, что в спорте процессам коммуникаций придается большое значение и все взаимодействие проходит при необходимых и достаточных коммуникациях.
      В футболе - это серия команд, реплик, восклицаний ("Седьмой, пасуй!", "Готов!", "Принял!" и т.п.). В более напряженных ситуациях коммуникации сжимаются до еле заметных телодвижений, жестов, мимики. То, что подобные системы коммуникаций не используются в бизнес-процессах, не значит, что они не могут здесь эффективно работать. За дополнительными примерами можно обратиться к сработавшимся командам в морском флоте, великолепно владеющим языком морских команд.

      Совместимость

      В спортивной команде выделяют физиологическую, психологическую и социальную совместимость. Для достижения поставленного результата команде необходимо учитывать этот параметр. Немаловажно, что совместимость участников команды на более высоком уровне (общая цель, общие моральные или духовные ценности) способствует тому, что несовместимость на более низком уровне может быть игнорирована (несовпадение отдельных черт характера, отдельных предпочтений в еде, например разность биологических ритмов).
      Для преодоления несовместимости нижних уровней перед членами команды необходимо ставить действительно мотивирующие задачи, а в отношении совершенно несовместимых участников использовать образ общего "врага". К сожалению, ситуации совершенно несовместимых участников часто встречаются как в спорте, так и в бизнесе.

      Однородность

      Для спортивных команд характерна однородность, которая может формироваться по квалификации, профессиональному уровню. Однородность спортивной команды является дополнительным объединяющим фактором. Это условие необходимо учитывать при проектировании бизнес-команды. Необходимо, чтобы хотя бы по одному признаку, признаваемому и значимому для участников команды, она была однородной.

      Равенство

      Если руководитель создает международную команду, говорящую на разных языках, члены которой имеют разный возраст, образование и опыт работы в данной сфере, ему надо постараться создать для каждого равные возможности участия и реализации. (Основное свойство спортивной команды - равенство. Вратарь не может быть главнее нападающего.) Об этом важно помнить при определении статуса участников команды.

      Наличие тренера

      У спортивной команды есть тренер, который выполняет роль, отличную от ролей капитана или начальника (директора) команды. Необходимо заметить, что в эффективных бизнес-командах роли менеджера и тренера выполняют разные люди. Основное свойство тренера состоит в профессиональном отношении к виду деятельности и передаче ценного опыта команде.
      Спортивная история знает немало примеров решающей роли тренера в одержании важнейших побед: формирование настроя команды, поддержка и сопровождение команды, анализ результатов соревнований. Тренер выполняет роль психолога и идеолога, снимает чувство напряженности и сверхответственности с участников команды, позволяя им сконцентрироваться на чисто технических задачах. Можно ли назвать хотя бы одну успешную команду, достигшую победного Олимпа без тренера?
      В бизнесе, где правит специализация, один человек тем более не может максимально эффективно совмещать в себе организаторские и профессиональные способности и обязанности.

      Специализация и профессионализм

      Для спортивных команд характерна высокая роль специализации. Трудно предположить, что в результативной спортивной команде кто-то дублирует одну и ту же работу или выполняет работу за кого-то. В очень зрелищном и популярном на Западе командном виде - мультиспорте, где команда должна преодолеть дистанцию, участвуя в 7 - 10 разных видах спорта, членами команды становятся профессионалы в каждом виде. Они берут на себя всю полноту ответственности за данный вид спорта в течение соревнований.

      Лидерство

      В спортивной команде чаще всего формальный и неформальный лидер существуют в одном лице. Единогласное подчинение и выполнение решений лидера являются безусловными правилами. В спорте лидера принято называть капитаном команды. Считается, что капитан не может преследовать иных целей, отличных от целей команды. В спортивной команде в силу постоянного и тесного общения дистанция между капитаном и членами команды сведена до минимума. Почему бы такой опыт не использовать в менеджменте?

      Обратная связь

      Замечательной чертой спортивной команды является наличие обратной связи. В спорте это явление носит название "разбор полетов", или "анализ спортивной деятельности".
      Для роста результатов и достижения высоких целей обратная связь имеет решающее значение. Специалисты считают, что анализ ошибок и деятельности, проведенный в первые 10 минут по окончании выступления, способен на 80% объяснить причины ошибок и понять секреты дальнейшего развития. Трудно найти профессионального спортсмена, который не использует эффект обратной связи. Каждый спортсмен ежедневно ведет дневник, в котором анализирует психологическую, техническую и физическую подготовку. Без сомнения, здесь кроется большой резерв для раскрытия потенциала сотрудников. Обратная связь должна быть достоверной, своевременной, открытой, предметно направленной, позитивно ориентированной.

      Система тренировок

      Когда команда действует эффективно, говорят, что она сработалась (альпинисты употребляют термин схоженность, футболисты - сыгранность).
      Это качество воспитывается, создается в процессе тренировок. На тренировках спортсмены допускают и могут допускать ошибки. Участникам бизнес-команды полезно предоставить возможность развития посредством профессиональных, служебных тренировок и соревнований.

      Международная команда

      Создание интернациональной бизнес-команды - в наше время весьма актуальная проблема. Известно, что лучшие западные клубы приглашают на временной контрактной основе легионеров из других клубов и стран. Международные команды ориентируются на сильные стороны каждого участника и стараются ликвидировать более слабые.

      Экстремальные условия

      Спортивная команда всегда действует в условиях ограниченного времени. По степени сложности условия варьируются от напряженных до экстремальных. Команда должна мобилизовывать силы и не имеет права на ошибку. Участники команды постоянно находятся во взаимодействии и наиболее трудные и напряженные минуты переживают вместе. Состояние бодрости сменяется усталостью, иногда подавленностью, угнетенностью, разочарованием.
      Члены команды знают об этом и владеют методами регуляции и преодоления психологических проблем, сознательно блокируя их влияние на достижение главной общей цели.
      Часто травмы, болевые ощущения и страх испытываются членом команды на глазах других участников. Постоянная публичность деятельности вносит специфику в психологические установки спортсмена. Спортсмены высокой квалификации способны сдерживать и контролировать подавляющее большинство эмоций. В таких ситуациях члены команды намного глубже узнают друг друга. Это способствует одному из эффективнейших свойств команды - предсказуемости поведения. Хорошо если участники бизнес-команды узнают друг друга в экстремальных условиях. Полезно придумать и организовать специальные командные "выходы в экстремальные условия". Любая ситуация, требующая неординарного напряжения сил и проявления человеческих качеств, уже даст руководителю дополнительную информацию о команде в целом и каждом из ее членов.

      Нормы и традиции

      Нормы, символы и традиции играют огромную роль в спорте. К символическим ценностям относятся командная форма, номер, название команды, флаг, обладающие большой объединяющей силой. Они важны и в случае различного статусного, социального, возрастного состава группы. Традиционный утренний повтор фразы "один за всех, все за одного" обладает весомой объединяющей силой в спортивном обиходе.
      Руководитель может много приобрести, предоставив бизнес-команде для выполнения временного проекта по продвижению нового продукта одинаковую форму (галстуки и женские платки, одинаковые рубашки, блузки) или спортивные номера для соперничающих команд. Флаги, присвоенные конкурирующим отделам, только придадут интенсивность и напряженность борьбе.
      Простые и очевидные на первый взгляд явления обладают поразительной силой воздействия. Тысячи людей замирают на стадионах, и миллионы - перед экранами телевизоров, когда благодаря удивительной слаженности игры команда достигает успеха.
      Если понаблюдать и поразмыслить над тем, как достигается этот успех, то можно творчески применить опыт спортивных команд к вашей группе, и вы сможете стать такой командой в бизнесе.

      Марина Либо, научный сотрудник Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге
      Журнал "Персонал-Микс", N 3, 2002 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий